Эмор

И ВЫШЕЛ  СЫН  ОДНОЙ  ИЗРАИЛЬТЯНКИ…

Сюжет Торы, о котором идёт речь, описан в самом конце недельной главы «Эмор». Давайте обратимся к тексту:

И вышел сын израильтянки, и он сын египтянина, в среду сынов израилевых. И поссорились в стане сын израильтянки той с израильтянином. И произносил сын израильтянки Имя и проклинал. И привели его к Моше. Имя же матери его Шломит, дочь Диври, из колена Дана. /Ваикра  24,10-11/

Конец этой истории, как вы догадываетесь, печален, хотя и вполне ожидаем: вывели поносителя за пределы лагеря и забросали его камнями.

Возникает вопрос, почему именно в этом месте рассказана история про сына израильтянки, хулившего Б-га? Если взглянуть на неё в контексте всей недельной главы, вряд ли что-то прояснится, поскольку в нашей главе до изложения этого случая речь идёт о годичном цикле еврейских праздников. А после описания казни сына израильтянки начинается новая глава, в которой излагаются законы, связанные с Землёй Израиля. В частности, там говорится о седьмом субботнем годе для земли. На иврите этот особый год называется «шнат шмита». Как видите, особой связи текста следующей главы с нашим сюжетом, казалось бы, опять не просматривается. Видимо, всё произошедшее самодостаточно, и хорошо бы понять, что за «сообщение» содержится в нём для нас, читателей.

Раши достаточно подробно разбирает этот случай. Обратимся к его изысканиям:

Откуда вышел сын израильтянки? Раби Леви сказал: из «мира», то есть утратил будущий мир. Раби Брахья сказал: из главы, что была до этого вышел. Смеялся над теми хлебами /лехем а-паним/, которые должны были есть коhаним. Мидраш «Сифра» говорит, что вышел из суда Моше.

Таким образом, согласно Раши, «выход» его стал причиной спора с израильтянином.

Почему уделяется особое внимание тому факту, кто был отец этого человека? Раши утверждает, что его отец был тем самым египтянином, которого шестьдесят лет назад убил Моше. /см.Шмот 2, 12/. А сегодня Моше судит его сына. Мол, «яблочко от яблони…» и т.д., и т.п. Но мне во всей этой истории показалось чрезвычайно важным, что все персонажи, изображённые здесь, безымянны, кроме матери злодея. Её имя приводится: Шломит бат Диври из колена Дана. Обратимся за разьяснениями к Раши:

 Шломит – любила со всеми болтать «шалом, шалом, шалом…»  Бат Диври – болтушкой /довронит/ была, потому и испортилась.

Что значит «испортилась»? Занималась проституцией. А почему указано колено, которому принадлежит эта женщина? Потому что поступки человека бесчестят не только его самого, но и отца его, и даже род, из которого он происходит.

Однако вернёмся к тому, что же произошло во время ссоры сына израильтянки с израильтянином.

И произносил /ваиков/ сын израильтянки Имя и проклинал…

Каков смысл глагола «ваиков»? Раши пишет:

Его следует понимать, как в переводе Онкелуса – у фариш / разъяснил.

То есть богохульник вначале разъяснил четырёхбуквенное Имя Творца и только после этого стал Его поносить.

Глупцы, не ведающие, что творят, скорее всего, вызывают сочувствие и досаду. Те же, кто образован и понимает, каковы последствия их деяний, поскольку осознают, о чём идёт речь, являются настоящими злодеями и заслуживают самого сурового наказания. Именно об этом приведённый мной отрывок.

Связан ли он с предшествующим текстом? Думаю, что да. Тем более, что об этом сказано в комментарии Раши:

…из главы, что была до этого, вышел (негодяй).

Следующие за приведённым отрывком законы «шмиты» вне всякого сомнения не случайны, напротив, их появление обосновано и закономерно. Какая же здесь прослеживается связь? Всё просто: исполнение законов, связанных с землёй Израиля, всецело зависит от жителей Израиля, от личностных качеств и безоговорочной веры во Всевышнего, требующего от них соблюдать «седьмой год».

Можно было бы исследовать, как связаны образ жизни Шломит бат Диври и проступок её безымянного сына-поносителя Имени, но давайте об этом поговорим в другой раз…

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: