Идти или стоять

18E4EF28-238D-44D7-B262-3CF23968B3A1

В  эту субботу  мы  завершаем  чтение  второй  книги  Торы. Мы узнаём, что  все части  Мишкана  (Передвижного храма)  изготовлены и  в присутствии  Моше собраны воедино  в Соборный шатёр.

      И  покрыло  облако шатёр Соборный, и  Слава  Гос-дня  наполнила      

      Скинию:

      И не  мог  Моше  войти  в  шатёр Соборный, потому   что  осеняло

      его облако и  Слава Гос-дня  наполняла Скинию.

     Когда поднималось облако от Скинии,

      тогда  отправлялись  в  путь  сыны  Израилевы  во  все странствия

     свои:

     Если  же  не  поднималось  облако, то  и  они  не  отправлялись, доколе  

     оно  не поднималось. Ибо облако  Гос-дне  было  над  Скинией  днём, и  

     огонь  был ночью в  ней  перед глазами всего  дома  Израилева

     во  всех  странствиях  их.

                                                                           /Шмот40,34-38/.

Мы  видим, что у  народа  появилось  то  самое  Место,  которое  объединяет  все  колена, делает  осмысленным  их  общее  служение  Единому  и  наполняет значением  их  совместные усилия. Соборный  шатёр  расположен  в центре  лагеря, а  колена  рассредоточены  вокруг  него в определённом, раз  и навсегда  установленном, порядке. Да и само передвижение по пустыне осуществляется  вокруг  основного  обоза, на  котором Скиния  и  все  детали шатра  перевозятся  представителями  колена  Леви.

Давайте  познакомимся  с тем, каким образом происходит передвижение лагеря по пустыне. Это описано в четвёртой книге Торы:

 

Так  всегда  и  было – облако  покрывало  ее  /Скинию/  днём, а явление огненное  было ночью.

И когда поднималось облако с шатра, двигались за ним и сыны Израиля; на месте же, где останавливалось облако, там останавливались сыны Израиля.

По  указанию Творца  двигались  сыны  Израиля  и  по  указанию Творца останавливались. Всё  время, когда  стояло  облако  над Шатром, стояли  и они.

И если  задерживалось  облако  над  Шатром  много  дней, то  и  сыны Израиля следовали указанию Творца и не двигались.

Бывало, что облако оставалось над Шатром несколько дней: они по указанию Творца останавливались и по указанию Творца двигались.

И  порой  было  облако  от  вечера  до  утра, и поднималось  облако  утром, и они  выступали  в  путь; или же  (было)  днем и ночью, и поднималось облако, и  они  выступали  в  путь.

Или  два  дня,  или  месяц,  или  год – когда  оставалось  облако  долго  над Шатром и пребывало над  ним, станом  стояли  сыны  Израиля  и  не выступали  в  путь; а  когда оно поднималось,  то выступали в путь.

По  указанию  Творца  останавливались  и  по  указанию  Творца  двигались. Повеление  Творца  соблюдали  по  слову  Творца  через  Моше.

И Гос-дь говорил Моше так:

Сделай  себе  две  серебряные  трубы, чеканными  сделай  их, и  будут  они тебе  для  созывания  общины  и  для  подъема  станов.

И  когда  затрубят  в  них,  соберется  к  тебе  вся  община, ко  входу  шатра Собрания.

Когда  же  в  одну затрубят, соберутся  к  тебе  начальники,  главы  колен Израиля.

И  когда  затрубите  прерывистым  звуком, двинутся  станы, стоящие  к востоку.

Когда  же  затрубите  прерывисто  вторично, двинутся  станы, стоящие  к югу; прерывистым  звуком  да  затрубят  они  при  отравлении  их  в  путь.

                                                                         «Бамидбар», гл.9, 16 – гл.10,6.

Итак, несложно  заметить,  что  наше  существование  в  пустыне  в  течение целых сорока  лет  складывается  то из  стоянок, то из  передвижний. И  эти состояния  лагеря  настолько важны, что  им  будут  посвящены  две  недельных главы,  «Матот/Стоянки» и «Масэй/Передвижения».

Давайте  для  начала  разберёмся, в чём же смысл двух этих диаметрально разных действий, а  также  попытаемся понять,  почему  все  стоянки  и передвижения  строго  регламентированы,  и  о  чём  нам  говорит  каждое из этих  состояний  лагеря.

Начиная  с  главы  «Лех леха», Тора  упрямо  настаивает  на  том, что движение – один  из  важнейших  способов  обретения  Всевышнего. Наши  праотцы Авраам, Ицхак  и  Яаков  непрерывно  путешествуют,  переходя  из  одного места  в другое. Каждое  из  этих  мест  неслучайно  и  наполнено  особым сакральным  смыслом. Совершенно  очевидно  и  понятно, что эти путушествия несут в себе не только внешний, но  и  какой-то  внутренний смысл. То есть, Тора  нам  даёт  понять, что во время передвижений   не  только  тело  перемещается  в  пространстве, но  и  душа  ищет  дорогу  к Творцу. И вот в дорогу  отправляется  весь  народ. Ясно:  что «дорожные знаки»  не  будут  простыми  «железными  табличками  на  столбах».И действительно, сказано  так: «По указанию Творца останавливались и по указанию Творца двигались».  Каким же образом эти указания поступали к народу? Вот  что  важно  выделить:

 

1.И  когда  поднималось  облако  с  шатра, двигались  за  ним  и  сыны Израиля; на  месте же, где  останавливалось  облако, там останавливались  сыны  Израиля.

2.Повеление  Творца  соблюдали  по  слову  Творца  через  Моше.

3.И  когда  затрубите  прерывистым  звуком,  двинутся  станы, стоящие  к востоку.

Когда  же  затрубите прерывисто  вторично, двинутся  станы, стоящие  к югу; прерывистым  звуком  да  затрубят они  при  отравлении  их  в  путь.

Итак, мы  насчитали  три  способа  оповещения. Во-первых,  движение облака; словесный  приказ Моше, во-вторых;  и трубные звуки горнов, в третьих. По какой  причине народу необходимо  такое  многообразие  подаваемых сигналов?

Чтобы разобраться в этом, обратимся к комментарию Раши на следующий стих:

.      Ибо  облако  Гос-дне  было  над  Скинией  днём, и  огонь

      был  ночью  в  ней  перед  глазами  всего  дома  Израилева

      во  всех  странствиях  их.

      Во  всех передвижениях,  которые  они  /народ/  предпринимали,  облако

      присутствовало  в  том  месте, в  котором  устраивали  стоянку.  И  стоянки

     эти   называются  «странствиями».

Обратите внимание, стоянки называются странствиями, и  только  там присутствует  облако, то есть — Шехина. А  во  время  движения   народ  облака  впереди  себя   не  видит.  Видимо, по  этой  самой  причине   возникает  необходимость  в  приказе  Моше  и  в трубных звуках  горнов.  Моше  приказывает  трубачам, а  те  оповещают  весь народ.  Данное объяснение  вполне  логично.

Значит,  явное  присутствие  Шехины /Бож-го присутствия   ощущается  только  во  время  стоянок. Что  это  может  означать? Во  время  передвижения  люди получали  большую  степень  личной   свободы. Ведь  облако  над  шатром  лишает  воли,  поскольку его  наличие   непрерывно  напоминанает  о том,  что  за  людьми  наблюдают  сверху. Естественно, в  такой  ситуации  о свободном выборе  и  волеизъявлении   говорить  не  приходится. Когда  же  лагерь  движется,  явный контроль  отсутствует,  и  у народа  возникает  ощущение независимости.

Надеюсь, вы со мной согласны? Замечу только, что  одна  маленькая  деталь текста  может  нарушить  весь  ход  наших  стройных  и  логичных, на  первый  взгляд,  умозаключений. Вот  эта  деталь: «стоянки» почему-то называются в Торе «странствиями». А это значит,  что  настоящее  движение  в  пустыне  происходило  в  тот  момент, когда  мы  не двигались, а  стояли. Именно  в тот момент,  когда   облако, висящее  над  Скинией,  было  видно  всем. И вывод  напрашивается   весьма  интересный: явное  присутствие  Шехины  делает  несвободным  только  того, кому  не  очень  хочется, чтобы  его внутреннее  состояние  было  обнаружено. Если  же  человек  не  скрывет  своих  помыслов, и, стало быть, они  чисты,  то  Шехина  становится  для  него  гарантией  истинной  свободы  и  благополучия. Получается, что  движение  было  нам  необходимо   для того, чтобы  мы смогли  попасть  из  одного,  частично  исправленного,  но статичного  состояния,  в  другое, духовно  более  высокое. Стоянка  и  облако  над  шатром  вновь  подвергали  всех  своему  прямому  воздействию, пока  люди  не  освобождались  от  ощущения  несвободы и  страха, связанного  с  явным  присутствием  Шехины.  Пока  людей  тяготило  и  напрягало  ощущение  присутствия  Шехины,  пока  необходимо  было исправить  эту  ущербность,  лагерь оставался  на  месте. Но стоило  большинству принять  и  даже  возрадоваться  близости  со  Всевышним, облако поднималось  и  начинался  следующий   круг  продвижения   «вверх». Разумеется,  в данном  случае  мы говорим  о  духовном  состоянии  народа. Так постепенно  за  сорок  лет  мы  взрастили  в  себе  тот  механизм,  который  способен  избавить  нас  от внутреннего  Мицраима/Египта,  истинной  причины  нашего  рабства.  На каждом  новом   витке  нашего   пути  к  свободе  мы  приучались  к  тому, как  вести  себя  в  присутствии  Шехины, как   доверяться Всевышнему  и стать Его  истинным  первенцем, Его  верным служителем. А как бы ещё мы смогли  завоевать  Кнаан  и  превратить его  в  Израиль?    

       

       Ибо облако Гос-дне было над Скинией днём, и огонь

       был ночью в ней перед глазами всего дома Израилева

       во всех странствиях их.

Сегодня мы  знаем, что  наши  скитания  по пустыне — это  некий  прообраз  всей  жизни  в целом. Путешествие  евреев  по  пустыне  стало   своеобразной  притчей  во языцех. Многие говорят о скитаниях, когда  хотят  подчеркнуть, что любой процесс  занимает время, особенно  когда  люди  не  готовы  к  чему-  либо. Например,  они  не способны пока  стать  ответственными  за собственный  выбор  и  за  взятую на  себя  миссию. Действительно, в  этом долгом  путешествии  народа  по небольшому  клочку  пустынной  земли  кроется  огромный  смысл, суть которого в том, что человеку  мало знаков и видимых  доказательств обретения  Всевышнего,  человек  должен  обрести  Б-га  в силу своего  собственного  свободного  волеизъявления.  САМ!  Ещё  сложней  сделать такое обретение, когда речь идёт о целом народе…    

В  каждом из  нас  на  протяжении  всей  нашей  жизни  непрерывно   происходят  то  «стоянки», то «передвижения». И как мне кажется, очень важно,  чтобы  эти  процессы  не превратились  в  ряд  лишённых смысла, физических  телодвижений,  а поднимали  нас духовно  и   приводили  к желанию  служить  Единому  по собственной воле.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: