Перечитывая заново

B3ADB3AD-821E-4993-A449-DAFF3FD4FAD1РАССУЖДЕНИЯ О ПУРИМСКОЙ ИСТОРИИ

 

«ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАНОВО» — мне кажется, именно так назывался один из спектаклей московского театра «Ленком», поставленный к юбилею Ленина. Но помнят об этом немногие, а само название очень подходит к выбранной мною теме. Так почему бы и не использовать то, что уже на слуху.

 

О чем же пойдёт речь? Об одном из самых известных трактатов ТАНАХА   «Магелат Эстер». Согласно Закону, каждый еврей обязан дважды в год перечитать это произведение, вечером и утром в 14-й день месяца Адар. А жители Иерусалима читают его на день позже, то есть, 15-го  Адара.

 

Разумеется, я, как житель Бат-Яма, займусь чтением «Магелат Эстер» 14-го  Адара. Но в этот раз я постараюсь быть беспристрастным читателем. Что это значит? Это значит, что я приложу все усилия, чтобы воспринять  сюжет  знакомого произведения, как незнакомый. Это не просто, но стоит попробовать.

 

Итак, место действия – Персидская империя, время действия – 5-й век до нашей эры. В империи проживает довольно большая община почти ассимилированных  евреев. Они нерелигиозны, еврейская жизнь им мало знакома, да и большого стремления жить по-еврейски у них не наблюдается, но при этом они прекрасно помнят, что они — евреи. Очевидно, что без лишней надобности они стараются не демонстрировать своё еврейство. По принципу: есть – и есть, но всем знать об этом не стоит. Каково их участие в общественной жизни страны и  как они себя проявляют?  Видимо, они мало чем отличаются от прочих обывателей этой империи.

 

На троне восседает царь Ахашверош. На третий год своего царствования он устраивает грандиозный пир. Евреи также в числе приглашённых. Вместе со всеми они едят, пьют, веселятся. Всем хорошо! Вот только маленькая неприятность омрачила общее веселье, жена царя Вашти не захотела подчиниться приказу своего мужа и была с позором изгнана из дворца. Ей преподали урок, чтобы другим жёнам неповадно было.

 

Спустя 4 года царь затосковал по своей, вобщем-то любимой, жене и решил найти ей равноценную замену. И как царь подошёл к решению  этой трудной задачи? По всей стране был объявлен конкурс на лучшую царицу. Претенденток, ясное дело,  было много, но из всех выбрали девушку по имени Эстер. По происхождению она была еврейкой. Родители её умерли, и она росла в доме своего дяди Мордехая. Отправляя племяницу во дворец, Мордехай велит ей никому не говорить, из какого она народа. По принципу

«молчи — целее будешь».

 

Прошло пять лет счастливой жизни. Мордехай всё это время сидел себе спокойненько во вратах царского дворца. Переводя на наш язык,  работал в царской администрации. Ему даже удалось раскрыть заговор двух охранников против царя, в результате чего он попал в Книгу записей значительных дворцовых событий, то есть, стал почётным гражданином империи.

 

Словом, ничего не предвещало беды, пока не появился царедворец по имени Аман. Был он откуда-то из провинции, рода незнатного, по слухам раньше служил брадобреем, но Ахашверошу он чем-то приглянулся, и тот приблизил его к себе, назначив первым министром. А чтобы выделить своего избранника, царь приказал всем находящимся на царском дворе низко кланяться Аману. Естественно, все кланялись. Кроме Мордехая. Почему он не не исполнял приказа царя? Может быть считал, что этот безродный выскочка Аман не достоин, чтобы ближайший родственник царицы ему кланялся? А может причина была глубже? Например, Мордехай – потомок Беньямина, а Беньямин, как известно, не кланялся Эсаву, из рода которого происходил Аман.

 

Однако, всё это из разряда наших предположений и гипотез. Истинной причины из самого содержания Книги узнать невозможно. Факт остаётся фактом, всякий раз, когда Аман проходил по дворцовому двору, все ему непременно, я бы сказал, подобострастно кланялись, а Мордехай этого не делал. Дядя царицы был непреклонен и эту свою непреклонность даже слегка демонстрировал. Многим подобное поведение не нравилось. Было в нём что-то вызывающее и дерзкое. Естественно, все наперебой спрашивали Мордехая, почему он не кланяется, но тот всё время отмалчивался. И так повторялось изо дня в день. Но однажды  Мордехай открылся, он взял и  ответил: «Не кланяюсь, потому что я – еврей»!

 

Что это значит, и почему принадлежность к народу связана с исполнением царского приказа, понять невозможно. Но слова Мордехая доброжелатели донесли до Амана, и тот замыслил в отместку наказать всех евреев империи. Министр  испросил высочайшего разрешения   уничтожить этот странный народец, рассеяный по всей империи и живущий по своим законам, а вот царские повеления исполнять нежелающий. И царь дал Аману своё согласие.

 

Противостояние Мордехая и Амана  из  скрытой фазы перешло в явную. Подробности конфликта я опускаю, они для меня сейчас не столь важны, да вы и сами о них прочтёте. Важно только то, что Мордехай при помощи своей венценосной племянницы, которая, наконец, призналась царю, из какого она народа, взял верх над Аманом. По приказу царя, первого министра Амана и всех его сыновей повесили на той самой висилице, которую злодей приготовил для Морехая. Теперь место первого министра, а так же его дом, мундир и лошадь достаются еврею Мордехаю. Евреям разрешено вооружиться, и они расправляются со  сторонниками  Амана.

Персидский народ не на шутку напуган сложившейся ситуацией. Многие даже согласны пройти гиюр и присоединиться к иудеям, потому что для тех наступил счастливый период «света, радости и веселья»! Вот вам и Голливудский «хеппи энд», то есть, счастливый конец. Вроде пора всем идти на улицы, устраивать карнавальные шествия, выкрикивать здравицы, раздавать детям конфеты, а женщинам  цветы, но мне лично почему-то не хочется этого делать. Сложившаяся ситуация печалит и очень напоминает мне пир во время чумы. Непонятно, чему мы радуемся? Если вначале мы были неприметны, никого не трогали, жили себе тихонько, и даже  у себя дома чтили кое-какие еврейские традиции,  сейчас мы у всех на виду, в зоне страшной опасности. Мы – правители, и это не может не раздражать титульную нацию. Представьте себе, что будет, когда царь Ахашверош умрёт или будет свергнут! Да наши нееврейские соседи нас просто растерзают. И подобное не единожды случалось на протяжении всей нашей долгой истории… А пока этого не случится, мы, загордившись,  скорей всего превратимся в напыщенных придворных сановников и льстивых почитателей царя, растеряв всякий интерес к еврейской жизни.  

Некоторые из вас могут сказать, что я пессимистичен, занимаюсь заумью и слишком глубоко копаю…   И тут же, возможно, заметят, что «Магелат Эстер», хотя в данном тексте нам ни разу и не встречается Имя Всевышнего, включён в ТАНАХ. Согласен. Кстати, а почему текст стал священным?

Я долго и упрямо пытался найти ответ на этот вопрос, и вот к чему пришёл: дело не в самом тексте произведения, а в тех людях, которые его читают. То есть, всё дело в нас, в читателях. Мы с вами — вот кто главные герои этого удивительного произведения. Действительно, сюжет трактата «Магелат Эстер», если хорошенько подумать, вызывает одни лишь негативные мысли. Верней, он на первый взгляд банален и прост. Ничего героического или особого там не происходит. Обыденность, которая засосала в себя евреев, почти забывших, кто они, подавляет и не даёт никакого шанса для проявления исторического оптимизма. Ну да, спасение пришло… Но надолго ли?  

И всё-таки что-то скрыто от нашего взгляда в Книге «Магелат Эстер»! Что? Слово Эстер происходит от слова «леhастир» — скрывать. Совершенно очевидно, что надо обнаружить нечто, сокрытое от нас. Но что? Если мы попытаемся подобрать к этой Книге ключик, а сделать это гораздо легче при помощи комментариев наших мудрецов, мы обнаружим, что в тексте за каждым событием незримо  присутствует Б-г, который никогда и никому не даст уничтожить созданный Им народ. Да, там нет его Имени, но… Он есть! И это Он спасает народ, который скрывает своё имя и живёт не по-еврейски. Он спасает его, когда тот открылся…снял маски… 

Вот где кроется разгадка, вот что способно родить в душе читателя, главного героя «Магелат Эстер», надежду на благополучный исход всей этой не очень-то приятной галутной истории. Согласитесь, и сегодня, и всегда эта история актуальна. Уж очень она похожа на то, что происходит с нами в галуте. Потому нам и стоит заново перечитывать это произведение. Нам необходимо  открыть в нём Творца. И понять, чего стоят наши костюмы и маски, если нет в них  человека с живым сердцем, ищущего Б-га.

Признаюсь, внутри себя я надеюсь, что каждый еврей прочтёт странную Книгу «Магилат Эстер» в этом году на праздник Пурим. Я был бы рад обсудить и ваши личные открытия, ваше осмысление этого свитка. Уверен, и вам откроется много интересного, особенно, если удастся погрузиться в текст «Магелат Эстер», заручившись поддержкой наших мудрецов, много раз прокомментировавших данный текст. 

И тогда…  Я в это верю… в наших еврейских сердцах непременно возникнет неугасимое пламя исторического оптимизма, без которого нам никогда не выжить в галуте.

Реклама

Перечитывая заново: 2 комментария

Добавьте свой

Добавить комментарий для Gennadiy Отменить ответ

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: