НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НЕДЕЛЬНОЙ ГЛАВЕ «НИЦАВИМ»

                                                                                                                                      בס«ד                                                                                                                        

        521699C3-D3D3-439F-835E-858943B2B090

 

             Вы предстали сегодня все перед Гос- дом, Б-гом вашим:

           главы колен, старцы ваши, судебные исполнители, каждый

           человек из Израиля, младенцы, женщины, пришелец… от

           лесоруба до водоноса.

                                                                              Дварим 29,9-10

Вот так торжественно и упорядоченно, без лишней суеты и суматохи, собрались сыны Израиля  все вместе перед самым уходом Моше, чтобы вступить в Союз со Всевышним.

      Чтобы перешёл ты /Израиль/ в Союз с Гос-дом, Б-гом твоим,

     который Гос-дь , Б-г твой, заключает сегодня с тобой.

                                                                                    Дварим 29,9-10

Хочу обратить ваше внимание на одно очень  важное  обстоятельство:  люди, хотя их было и немало, соблюдали строгий порядок. Может быть,  для немцев в этом нет ничего сверхестественного, но для евреев подобное поведение сродни чуду.  

Попробуем разобраться, почему у евреев неожиданно появилась любовь к порядку.  Повторюсь, нашему народу это качество не свойственно. Для нас естествененным состоянием может быть поведение, схожее с тем, как ведут себя  на базаре: безудержная активность, шум, споры, толкотня, нежелание кому-либо в чём-либо уступить. Показательным примером может послужить история с разведчиками. Когда Моше рассказывает её новому поколению, он говорит: «И приблизились ко мне все».

Раши тут же объясняет: ВСЕзначит вперемешку, дети отталкивают стариков, а старики отталкивают глав колен.

Так было не единожды. И в прежние времена народные собрания происходили именно таким образом, собирались ВСЕ СРАЗУ, вперемешку, отталкивая  друг друга, не проявляя терпения  и  взаимного  уважения  хотя бы к старшим. И вдруг происходит  нечто непонятное!  А может — не вдруг?  Возможно,  сейчас,  прямо на наших глазах, происходят важнейшие перемены в характере народа?

Ведь само слово НИЦАВИМ свидетельствует об устойчивости  человека, и не только физической, но и духовной, эмоциональной.

Сейчас мы должны «вступить в Союз с Гос-дом Б-гом». Использован глагол  «лаавор«, образованный от слова «переход». Напомню такое же слово используется  в тексте Торы, когда говорится о нашем праотце Аврааме.

«Леавреха бэ бри» — ты переходишь в Союз. Не Всевышний тебя переводит, а ты сам самостоятельно вступаешь в этот Союз. Этим данный Союз принципиально отличается  от прежних  Союзов. Вспомните  первый союз Аврама, когда Всевышний велит ему разрезать на две части тельца и овна и пройти между ними. Или Союз, заключенный с  народом у горы Синай. Все, кто там находились,  кроме Моше, не проявили  никакой инициативы. Они были пассивными участниками  происходящего. Теперь  же,  перед началом завоевания  Кнаана, мы сами должны заключить Союз с Б-гом.

    Гос-да возвысь сегодня, чтобы был тебе Б-гом,

    И Гос-дь возвысит тебя сегодня, быть Ему народом…

                                                                 Дварим 27, 17-18

Чтобы подобное произошло, чтобы возвысить Б-га над собой, необходимы  чуткость и определённая кротость,  что, видимо, и явилось  залогом внутреннего и внешнего порядка. Прежние Союзы, в которых евреи были исполнителями, имели приемущественно внешний, явно  выраженный сюжет, диктующий то или иное поведение. Например, половинки  жертвенных  животных, сквозь которые нужно пройти человеку,  или стояние у  горы Синай. И даже проход меж двух гор, Гризим и Эйваль, с которых звучали благословения и проклятия — событие,  навязанное извне.

А как сейчас должна выглядеть  церемония заключения Союза? Сквозь что мы должны пройти, чтобы принять на себя требуемые обязательства?  Во-первых, Всевышний обещал  «обрезать» наши сердца и сердца наших потомков к любви. Рабби Овадья Сфорно,  комментатор, живший в Италии в 16 веке, так объясняет  этот стих: тогда откроются глаза твои, и ты сможешь избежать многие прегрешения. Ум твой сможет постичь истинное знание, и ты поймёшь, чем добро отличается от зла.

А дальше мы читаем в тексте следующее:

              Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро,

              смерть и зло…

                                                           Дварим 30, 15

Я думаю,что теперь мы должны пройти  между  жизнью и смертью, имея  «обрезанное сердце». Причём сами, без  сопровождения. Наш собственный выбор и воля – вот что является  залогом, что  мы  вступим в Союз с Б-гом.

Многим может показаться, что наша прогулка между жизнью и смертью не более, чем  поэтическая метафора, яркий литературный образ. Смею предположить, что это не так. Ведь в конце нашей недельной главы сказано:

  … жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие…

                                                                           Дварим 30, 19

Жизнь – это благословение, а смерть – проклятие. Благословения приходят, если  еврей выполняет предписания Закона, то есть «идёт путями Б-га», а проклятия настигают его:, если  не выполняет таковых. Таким образом, вся наша  жизнь – это и есть  прогулка  между жизнью и смертью. Так  что  Союз с Б-гом в любом случае заключён. Результат  этого Союза  может  быть  различным, в зависимости  от того, как мы предпочитаем жить, что выбираем, браха / благословение или клала / проклятие.

Весь месяц элуль мы трубим в шофар, дабы пробудить наши «обрезанные» сердца  к  возвращению к самим себе, к своему предназначению. Как вы думаете, что это может означать? Что значит — вернуться к себе и к своему предназначению? Позвольте  ничего  не навязывать, а пожелать вам самим найти ответы на эти непростые вопросы!

Но есть одна  маленькая  подсказка. С шофаром связаны два важных  сакральных  события нашей истории: «акедат Ицхак/связывание Ицхака» и «стояние у горы Синай».  Вот  те два места в Торе, куда мысленно  стоит  возвращаться  как можно чаще, раздумывая над тем, что это за события, и какой смысл кроется в них.  Для этого  необходимо читать  отрывки из главы «Берейшит  22, 1-19» и из главы «Шмот 20, 1-14».

 Читая  их и обдумывая прочитанное, уверен, мы укрепим наши стремления  к тому, чтобы сделать единственно правильный собственный  свободный  выбор  — жизнь!

   

       

 

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: