Псалм третьего дня

F3D2CD29-0E91-46FB-97D7-958C97898455

 

 

Сегодня мы читаем 82-ой псалм. Вот его содержание:

 

Псалм Асафа. Б-г стоит (присутствует) в общине Б-жьей, среди судей судит Он. Доколе судить будете неправедно и оказывать предпочтение нечестивым? Сэла! Судите бедного и сироту, угнетенного и нищего судите праведно. Выручайте бедного и нищего, от руки нечестивых спасайте. Не знают и не понимают, во тьме ходят, шатаются все основания земли. Сказал я: ангелы вы и сыновья Всевышнего все вы. Однако, как человек, умрете и, как любой сановник, упадете. Встань, Б-же, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

 

Кто такой Асаф? Судя по книге Хроник, он был одним из руководителей хора в ту пору, когда Давид вернул Ковчег в Иерусалим.  По происхождению он из колена Леви, из семьи Гершона. В Танахе ему приписано авторство 12-ти псалмов, а именно: 50-й и с 73-его по 83-й включительно.

 

Итак, напомню вам, что каждое утро в конце молитвы «Шахарит» мы непременно читаем определённый псалм. Это постановили наши мудрецы в память о том, что именно так  делали левиты в Храме во время ежедневных обязательных жертвоприношений.

 

Вот список псалмов, обязательных для ежедневного чтения:

на первый день выбран 24 псалм,

на втрой день – 48-й,

на третий – 82-й,

на четвёртый – 94-й,

на пятый – 81-й,

на шестой – 93-й

и в Шаббат – 92-й.

 

Естественно, как я уже не раз говорил, мне хочется отыскать причину того, почему выбор наших мудрецов пал именно на эти тексты, ведь ничего случайного в наших традициях и постановлениях нет. Почему из ста пятидесяти псалмов выбрали именно те, которые мы перечислили?

 

Напомню, что в третий день Всевышний собрал всю воду в одно место и появилась суша. А потом на этой суше Гос-дь произрастил всякую зелень, траву и деревья. Именно в третий день Творец не один раз, а дважды объявил, что всё, в этот день сотворённое – ХОРОШО! Тем самым третий день творения приобрёл некоторую особенность в глазах людей. Кстати, если вам предстоит на неделе сделать какое-то серьёзное дело, считается, что лучше всего назначить его именно на этот третий день.

 

После всего сказанного ожидается, что  82-й псалом своим содержанием подчеркнёт значимость и особенность этого дня. Но вернёмся к содержанию. Читая текст, мы почти сразу попадаем в общество судей в тот самый момент, когда они заняты своей чрезвычайно важной работой. Причём судьи эти из тех, кто вершит неправедный суд, они отдают предпочтение нечестивым, а нищего и сироту преследуют. И от этого «шатаются устои земли». То есть, действие этих судей угрожает самому существованию мира.

 

Почему именно на третий день речь заходит о суде? Ведь суд связан с преступлением, а ничего преступного с третьим днём творения не связано. Человек ещё не создан, а посему судить его невозможно. Оказывается, не человек совершил первое преступление, а … дерево! Доказательства в тексте Торы:

 

Сказал Всевыш-ий: да произведёт Земля … дерево-плод, производящее

     плоды.

И выпустила Земля … дерево, производящее плоды. /Берейшит 1, 11-2/

 

Надеюсь, вы уловили разницу между тем, что приказал Всевыш-ий, и что сделало дерево. Вот вам и повод для судебного разбирательства.

 

В псалме Всевыш-ий обращается к судьям, называет их ангелами и сыновьями, призывая к справедливости, но те, видимо, Его не слышат. Уж очень они  увлечены своим «серьёзным» нечестивым делом.  Мы, читатели, то есть в данном случае сторонние наблюдатели, очень надеемся, что и Творец, незримо находящийся на этом суде, все видит и знает. Он обязательно вмешается в дела нечестивых, и истина в конце концов восторжествует. Потому что Боже-ный суд неизбежен! И все народы – наследие Творца – будут спасены.

 

Давайте немного порассуждаем. Суша для человека – это среда его обитания, его главная опора и надежда.  Растительный мир предоставляет людям пищу. Не забудем, что человек – существо социальное, стало быть, чтобы общество могло  благополучно существовать, ему необходимы законы и справедливый суд, реализующий основы законодательства.

 

Даже если законы даны человеку свыше, их применение относительно личности или группы людей полностью находится во власти судей. И если суша и растения, являющиеся для человека жизненно необходимым  ресурсом, даны нам свыше, и мы нисколько не сомневаемся в их совершенстве, то законы и суд находится  в  руках людей. Что это значит?  Только одно: существует опасность того,  что  законы «приспособят»  под свои личные корыстные цели и амбиции конкретных  людей.

 

Итак, если прибегнуть к словесному образу, то несправедливый суд можно уподобить проваливающейся под ногами почве или своенравным, непослушным деревьям. Потому и сказано в псалме о «шатающихся основаниях земли». И ещё важное на мой взгляд замечание! Я полагаю, что, дважды произнесённое Всевышним слово «ХОРОШО», не столько оценка произошедшего в тот самый день, сколько духовная поддержка для всех судей в будущем. Не секрет, что вершить праведный суд очень сложно, на плечах судей слишком большая ответственность за судьбы нашего мира, и поэтому судьи как никто другой  нуждаются в этой духовной поддержке.

 

Судьи должны служить на благо людей и обществ. Вместе с тем судья – властитель в человеческом мире, и его роль настолько важна, что трудно представить себе что-то значительней. Испытание властью, и с этим вряд кто-то  станет спорить, самое тяжёлое, и сбиться с пути очень просто. Не потому ли именно в третий день творения, когда Всевышний создал сушу, то есть сами основы нашего бытия, столь необходимые  для существования человека, когда он дважды сказал, что творение прекрасно, мы читаем 82-й псалм Асафа? Мы должны понять, что неправедный суд способен разрушить всё, покачнув основы жизни на земле. Мы напоминаем себе, что в тот момент, когда мы начнём примерять на себя мантию судьи, Творец будет находиться рядом. А ещё, быть может, благодаря тексту псалма, мы понимаем, что именно в бесконечном милосердии Всевышнего  – основы жизни и что наше милосердие, а не упоение местью, способно породить  добро и любовь, приблизив нас к Творцу.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: